Автор — Pim25

Иногда после ремонта рулевого управления для того, чтобы машина ехала прямо, приходится доворачивать руль в сторону, поворотники некорректно выключаются, и не помогает даже визит на стенд развала и схождения, где всё вроде бы делают как надо и даже выдают вам распечатку с отличными показателями.

Дело в том, что после вмешательства в систему рулевого управления многое может быть установлено не так, как было — например, руль поменял положение на колонке; колонка по-другому встала в редуктор; сошку произвольно надели на ось, и сама трапеция как следует не отрегулирована. Всё это может нарушить точную и правильную работу системы в целом.

Чтобы этого избежать, перед разборкой помечайте положение всех шлицевых соединений — черкните острым канцелярским ножом по соединению руля и колонки, редуктора и вала, сошки и оси редуктора. Это сильно поможет вам при сборке.

Для примера рассмотрим случай, когда система уже собрана, но сам руль при разборке не трогали, или он установлен на шлицы согласно нанесенным перед снятием меткам. Для корректной установки деталей и механизмов относительно друг друга нужно сделать следующее:

1. Руль поставить прямо и привязать к педали тормоза.
2. Отсоединить сошку редуктора от трапеции — открутить гайку 4 пальца (см. схему ниже) и выбить сам шаровый палец мягким (бронзовым) молотком или через проставку.
3. Отсоединить редуктор 6 от рулевого вала, вынув из его шлицев после ослабления хомутовой гайки. Скорее всего, редуктор для этого придется снять, отсоединив предварительно трубки и открутив крепеж его к кузову.
4. Вращая вал руля на редукторе, найти примерное среднее положение — от которого, к примеру, влево 2,5 оборота упор, и вправо 2,5 оборота — упор.
5. Не меняя этого среднего положения, поставить редуктор на место и подсоединить к шлицам рулевого вала и трубкам.
6. Подсоединить трапецию к сошке рулевого редуктора, надев на шаровый палец и слегка затянув гайку 4.
7. Ослабив хомуты 3, вращать тяги 2 трапеции, стараясь при этом поставить колёса как можно прямее — можно для этого использовать нитку, натянутую от заднего колеса к переднему.
8, Если в результате количество резьбы на рулевых наконечниках у правого и левого колеса в трапеции стало значительно отличаться по длине, либо отрегулировать колеса прямо и вовсе не удалось — скорее всего, необходимо переставить на редукторе рулевую сошку, Если всё примерно симметрично — переходим к пункту 10.
9. Для того, чтобы переставить рулевую сошку на оси, не снимая её с трапеции, спрессовываем её подходящим съёмником с оси 5 редуктора. Затем при прямых колесах выравниваем длину выступающей резьбовой части рулевых наконечников (коротких — с короткими, длинных — с длинными, с точностью до 0,5 см) и вновь слегка напрессовываем (гайкой) сошку на ось редуктора.
10. Если теперь нас всё устраивает — руль стоит прямо, резьбы наконечников попарно примерно одной длины и колеса выровнены — то тщательнейшим образом проверяем затяжку всех соединений: гайку руля; соединение вала и редуктора; гайку 5 сошки на оси; затяжку гайки шарового пальца 4 сошки; затяжку хомутов 3 регулировочных тяг; надёжность крепления редуктора (справа от двигателя) и маятника (слева от двигателя) к кузову; гайку оси маятникового рычага 7 и затяжку всех остальных шаровых шарниров трапеции. Сверх-усилия там не нужны, но всё должно быть затянуто. Где это предусмотрено конструкцией — зашплинтовываем гайки.
11. Доливаем жидкость в насос усилителя, отвязываем руль от педали тормоза.
12. Далее — если, конечно, у вас в норме шаровые опоры рычагов и подшипники ступиц — следует потихоньку двигаться в сторону автосервиса с хорошим стендом развала и схождения, в памяти которого есть хотя бы Cressida 1976-1980.
P.S. Если сам руль всё-таки снимался, и метки на месте соединения шлицев не были предварительно нанесены маркером или металлом, то для определения верного положения руля после выполнения п.3 сделайте следующее. При снятом редукторе, слегка надевая и переставляя руль на шлицах, сидя в водительском кресле, включайте повороты и вращайте руль вправо-влево до тех пор, пока не найдёте среднего положения между щелчками авто-выключения поворотников при прямом положении руля. Тогда окончательно насадите рулевое колесо на шлицы и затяните гайкой. Затем привяжите руль к педали тормоза и приступайте к выполнению п.4.
P.S.P.S. С первого раза может не получиться 🙂 — отписывайтесь, у кого как.