10 хитростей для удаления застрявших, заедающих или обломанных болтов или гаек

10 хитростей для удаления застрявших, заедающих или обломанных болтов или гаек

by MattM

«Одним из самых частых разочарований при разборке машины при восстановлении, или даже просто при ремонте, является намертво закисший или обломанный болт. Закисание крепежа происходит, когда болт или гайка подвергаются коррозии в резьбе, и не сдвигаются с места. Во многих случаях это приводит к поломке болта, вынужденному высверливанию его остатков и перенарезанию резьбы, либо попытке вытащить его экстрактором. Я уже не говорю, что происходит, когда сверло, метчик, или экстрактор обламывается в том же отверстии!
Ниже приведены мои лучшие 10 способов справиться с извлечением этих паразитов без повреждения той части, в которой они застряли.

1. Удар тупым тяжёлым предметом. Обычно это мой первый шаг при попытке ослабить упрямые болты. Я ВСЕГДА использую этот метод, прежде чем начать удаление шпильки выхлопного коллектора из головки блока цилиндров. Есть несколько способов сделать это. Одним из них является удар по головке болта по центру с применением зубила или керна. Другой вариант — использовать гайковерт и ударно попытаться прокрутить болт несколько коротких раз в обратном и прямом направлении. Любой из этих методов теоритически освобождает от коррозии связь между резьбами вибрацией или ударом. Такое временами срабатывает на слегка закисших болтах, но побеждает не в 100% случаев. Но имейте в виду, что этот метод можно сочетать со многими другими, чтобы облегчить работу по извлечению.»

2. Нагрев. Если вы внимательно слушали на уроках химии, то знаете, что при нагревании и охлаждении металла он, соответственно, расширяется и сжимается. Способ, который я использовал раньше — это нагрев головки или тела болта почти докрасна. При этом болт расширяется за счет тепла, а при охлаждении он сожмётся и, таким образом, нарушится коррозия между нитями резьбы. Аналогичный метод — нагреть область вокруг болта, заставив резьбовое отверстие расшириться и открыться, т.е. сделав так, что болт зажимается немного слабее и может быть выкручен по резьбе. Это поможет при использовании гайковёрта, так как изначально слегка освободит болт, а сила ударного гайковерта разрушит коррозию. Используйте проникающие жидкости типа Kroil или CRC Freeze-Off (или WD-40) как вспомогательные в процессе удаления.

3. Разгружающие запилы. Этот способ – мой «верняк» для удаления наиболее закисших болтов или гаек. Он не так чист и цивилизован, как остальные, но зато он чертовски быстр! Согласно этому методу вы делаете 2-3 реза на головке болта или на гайке. Прорежьте головку болта или гайку почти полностью, не затронув сопряжённую деталь. Затем можно ударить по запилам несколько раз зубилом с молотком, таким образом разделав гайку или болт и уменьшив напряженность на них. Гайку при этом мы просто срезаем с болта, чтобы очистить резьбу и установить новую гайку. Для извлечения болта можно использовать «собаки» (плоскогубцы с блокировкой зажима) , чтобы захватить головку болта и вывернуть его; обычно рельефные запилы позволяют «собакам» зажать головку болта достаточно сильно, так что вы легко сможете выкрутить его.

4. Вращение. Это еще один способ, который стоит пробовать как на ранней стадии процесса, так и в сочетании с другими методами. Вам нужно медленно крутить болт/гайку туда-сюда. Я люблю пользоваться трещоткой и немного ослаблять гайку/болт, пока он не станет заклинивать, а затем вращать в другую сторону и закручивать его немного дальше того положения, откуда начал в прошлый раз. Как только вы обнажите несколько ниток резьбы, сразу распылите некоторое количество проникающей смазки (WD-шки) чтобы смазка проникла на ту часть резьбы, которая пока невидима. Это может быть медленным процессом, но я извлекал иногда довольно сильно закисшие болты, применяя этот способ и немного терпения.

5. Высверливание. Эта концепция похожа на «разгружающие запилы» с парой небольших «выкрутасов» или сюрпризов, которые могут возникнуть на этом пути. Мне нравится использовать этот способ как одно из моих последних усилий по извлечению, либо если болт уже сломан заподлицо с поверхностью. Всё, что вам нужно сделать, это взять небольшое сверло и пройтись им до конца болта. При этом вы автоматически примените кое-что из других методов — во-первых, нагреете болт сверлением, и во-вторых, сделаете болт полым внутри, убрав большую его часть чтобы он мог сжаться, когда вы попытаетесь вновь удалить его. У меня были моменты, когда только сверление болта уже позволяло провернуть и довольно легко извлечь болт. В более тяжёлых случаях вам, возможно, придется постепенно увеличивать диаметр сверла, пока оно не станет лишь немного меньше диаметра болта. В этот момент вы сможете осторожно применить зубило или отделить болт от резьбового отверстия . Затем можно извлечь остатки и очистить резьбу, используя метчики.

6 Сварка. Способ, который может быть использован, если гайка или головка болта настолько «зализаны», что вы не можете ухватить его плоскогубцами с блокирующими зажимами («собаками»), либо болт уже лишился своей головки. Возьмите шайбу и болт немного большего размера и прихватите его сваркой к телу болта. После прихватывания я предпочитаю пройтись сваркой вкруговую по всему периметру стыка с телом (головкой) болта. Это позволяет дополнительно усилить соединение, а кроме того, даёт тепло болту, который расширится, а потом остынет и сожмётся, частично разрушив коррозионные связи. Я предпочитаю использовать аппараты MIG для этой работы, поскольку они позволяет немного больше контролировать процесс, чем сваркой с электродом.

7. Пневмо-долото. Объединяет несколько из уже упомянутых методов. Но можно использовать, когда головка болта уже сорвана. Вы просто долбите по болту, пока он не освободится. Работает с умеренным успехом, но требует наличия свободной части болта/гайки.

8. Экстрактор. Есть много разновидностей. Некоторые работают, но большинство нет. Они представляют собой закалённые насадки, которые захватывают внутреннюю часть болта или гайки для удаления последних. Всё, что нужно сделать — просверлить болт небольшим диаметром, затем вкрутить туда экстрактор. Но чтобы вы не делали, НЕЛЬЗЯ ломать экстрактор на выходе из отверстия, иначе вы будете вовлечены в длительный и ужасный процесс его извлечения. Обычные свёрла его не возьмут, поэтому вам понадобятся специальные свёрла для его высверливания.

9. Газовый ключ. Это довольно простой базовый способ для решения проблемы сорванных граней болта, и почти каждый из нас пинал ногой разводной газовый ключ возле мастерской. Зажмите газовым ключом болт/гайку (в случае болта лучше захватить его за головку) и попытайтесь провернуть. Только берегите суставы, если он соскользнет!

10. Установите крепёж вокруг застрявшего болта/гайки. Иногда деталь закреплена некоторым количество болтов/гаек. Случается, что они могут быть удалены только в определённой последовательности. Проверьте, нет ли указаний на этот счёт в руководстве по ремонту перед любым демонтажем. Если нет, я предпочитаю работать от центра по направлению к наружным краям. Повторная установка части болтов вокруг заевшего болта может перераспределить и взять часть его нагрузки, что позволит его извлечь.

Можно добавить еще парочку:

11. Смачивание проникающими жидкостями в течение нескольких дней перед первой попыткой откручивания (обрызгивание WD-40);
12. Простая электролитическая очистка в растворе ПАВ (если деталь с закисшим болтом помещается в ёмкость);
13. Запиливание головки болта ножовкой под плоскую отвёртку;
14. Использование «силовой ударной отвёртки»;
15. Обтачивание головки болта/гайки напильником под следующий (вниз) размер ключа;
16. Набивание на болт/гайку с сорванными гранями головки из набора с внутренней формой «звёздочка» чуть меньшего размера;
17. Использование «разрезного» ключа для тормозных и пр. магистралей с зажимом его струбциной.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *